В силу ряда причин не все могут или хотят купить
новый авто. Пожалуй, по своему размаху рынок подержанных автомобилей
перекроет весь остальной second hand вместе взятый. А раз уж мы
обсудили покупку нового автомобиля, то давайте для полноты картины
рассмотрим возможные варианты приобретения ненового "железного друга".
Основная причина, заставляющая идти на такой
шаг - желание иметь и нехватка средств на новый. Только одному не
хватает средств на "Жигули", второму - на новый "Мерседес", а третий -
не мыслит себя даже вдали от Японии без праворульной "Тайоты".
С общим знаменателем к данному выбору подойти
непросто, но каких-то критериев придерживаться необходимо. Основной,
конечно, материальный.
"Карету мне, карету..."
Для самых дешевых - российских, то, что дешевле
$1500 - это та самая карета из "Золушки". Вопрос только в том, через
какое время после покупки она превратится в тыкву. Мудрый Ганс-Христиан
Андерсен даже овощ в сказке выбрал цвета ржавчины - наглядное пособие
для потомков. Исключение - "Ока", пожалуй, один из самых дешевых в мире
авто (самодвижущийся четырехколесный брелок для "Белаза"), даже при
такой цене выглядящий молодцом. Классику "ВАЗа" покупайте от $2000: в
этом диапазоне вполне реально найти что-то приличное, что не будет с
первых дней знакомства постоянно капризничать и требовать денег чуть ли
не за каждую поездку.
"Замахиваясь" на передний привод, рассчитывайте
потратить от $ 3000 и выше, в этой же ценовой категории "Нива" и
"Волга". Собственно, это и все, что можно брать из отечественных
"бэушных" машин. Сорок первый "Москвич", ввиду "кончины" завода и
растущих цен на запчасти, не будет радостным приобретением даже за
небольшие деньги. Несмотря на неплохие ходовые характеристики, удобный
и практичный салон он так и остался хорошей конструкторской задумкой.
Достаточно расшифровать аббревиатуру АЗЛК в народном исполнении -
автомобиль заранее лишенный качества. Ну, а ИЖ "всерьез и надолго" в
нашем регионе пока не обосновался, чего не скажешь об иномарках.
Цена качества и комфорта
Если российские машины надоели или личный статус
призывает к престижу, то предварительно ответьте себе на вопрос:
"Потянешь ли ты новые расходы"? Безусловно, почти все иномарки по
комфорту и ходовым качествам намного лучше "наших". Но и цены на
запчасти и обслуживание отличаются. Вы готовы платить за пустячную
деталь несколько сотен, а иногда и тысяч, рублей, холить и лелеять
своего любимца в фирменном, а поэтому дорогом, автосервисе? Если не
очень, тогда придется мотаться по автомобильным "моргам", где местные
"патологоанатомы" предложат лучшие донорские запчасти, извлеченные из
погибших собратьев вашего заморского коня, а что еще ужаснее - так это
пытаться втиснуть, к примеру, в "Ауди" шрус от "Москвича" или
волговский диск сцепления в "БМВ". Это, конечно, крайности. Ресурс
большинства зарубежных авто довольно высок, но надо быть готовым ко
всему.
Часть иномарок, такие как "Дэу", "Шкода",
"Киа", "Рено", "Хюндай", продавались новыми уже в России. Стоимость
приличного подержанного автомобиля такого класса от $4,5-5 тыс. Основу
же рынка подержанных иномарок составляют пригнанные из-за границы уже в
зрелом, либо предпенсионном возрасте изделия европейского автопрома -
"Фольксфаген", "Опель", "Форд", "Ауди", "БМВ" и, конечно, "Мерседес".
Если вы хотите по большей части наслаждаться поездками, а не заниматься
вышеописанными действиями, то планка для первых трех $6,5-7 тыс., а их
более солидных коллег - $8-10 тыс. Эта же цена применима и к
внедорожникам. Выбор иномарок гораздо шире, но из практических
соображений лучше обратить внимание на наиболее распространенные
модели: проблем с запчастями практически не будет и сервисная сеть
развита достаточно (если вы, конечно, не "автогурман" и автомобиль для
вас не только средство передвижения в комфортных условиях, а нечто
выходящее за эти рамки).
Где "пасутся железные кони"
Приобретение подержанного авто - это почти
всегда лотерея, и не всегда беспроигрышная. Идеальный вариант - покупка
у друзей или сослуживцев - не всегда осуществим.
Что касается иномарок, то лучше через знакомых
обратиться к тому, кто занимается их перегоном. Плюсы - заказ модели,
цвета, опций и минимальные шансы получить автомобиль с темным прошлым.
Минусы - как правило, частичная предоплата, ожидание и минимальная
ценовая планка, от которой они работают: при желании вам и "Трабант"
пригонят, но только за цену, от которой сами откажетесь. Такой способ
обойдется дороже, чем покупка на рынке, но при удачном раскладе он того
стоит.
Крупных рынков по продаже "забугорной"
движимости в Москве два - выбор огромный, как и разброс цен. Весь товар
вымыт, начищен и отполирован, так что косметические недостатки кузова
можно будет увидеть только после одной-двух моек.
О "левой" растаможке или о том, что машина
попала сюда не попрощавшись с законным хозяином, покупатели узнают тоже
обычно через какое-то время. А вот техсостояние можно проверить на
месте, только услуга это не дешевая, поэтому сразу договоритесь с
продавцом - кто будет оплачивать диагностику, если не, дай Бог,
результаты косвенно укажут, что данный экземпляр прошлым летом пытался
заплыть в подвалы Дрезденской галереи. Можно нарваться и на
воскрешенные из комы руками литовских автореаниматоров изделия, в
документах которых не всегда будет указано их транзитное пребывание.
Большой выбор имеется в автосалонах, которые
специализируются именно на подержанных авто. В них часто существует
система "trade in": при покупке нового у клиента в зачет оплаты
принимают старый. В данном случае он теряет в цене.
Все авто проверяются на угон, на иномарки могут
предоставить акт криминалистического осмотра, да и диагностику
понравившейся машины проведут, но это уже дополнительная услуга.
Один из самых распространенных способов - через
объявления печатных изданиях в интернете. Но он требует времени на
обзвон и поездки к месту осмотра. Поэтому при общении по телефону не
лишним будет иметь перед собой перечень интересующих вас вопросов.
Прежде всего узнайте - какой хозяин по счету с вами разговаривает, если
машина их часто меняла или это просто перекупщик, на этом разговор
можно заканчивать. Расспросите о состоянии, мелких авариях,
недостатках, которые устранялись. Если человек охотно и со знанием дела
дает ответы, можно договориться о встрече. Тем же, кто уже в объявлении
заявляет, например, что его "Волга" потребляет 7 л/100 км ввиду чудес,
которые он сделал с системой подачи топлива, можно позвонить, разве
чтобы поинтересоваться, на какой странице книги рекордов Гиннеса
описывается его автомобиль. Осторожно верьте и тем, кто утверждает, что
перед продажей провел крупномасштабное ТО с устранением всех
потенциальных поломок.
Эти важные мелочи
Решив для себя что, как и где подумайте - с кем.
Желательно взять с собой человека, знакомого на практике с вашим
потенциальным выбором. Помимо того, что он профессионально проведет
осмотр, он еще и сделает это с более холодной головой, если автомобиль
понравится, и вы, впав в эйфорию, будете мысленно уже в предстоящих
поездках, а не станете проверять все ли шины одной марки, не велик ли
свободный ход педали тормоза, четко ли включаются передачи, все ли в
порядке с документами. Актуально это для иномарок ПТС, которых
выдавался таможней, особенно не Московской. Если хоть одна цифра не
будет совпадать и глаз инспектора ГАИ это заметит, придется ехать
исправлять. И хорошо, если куда-нибудь в Рязань, а не в Псков.
Главное же - кузов и двигатель. С них и
начинайте. Лучше всего это делать ясным днем в сухую погоду. Царапины,
вмятины, сколы, люфт в петлях дверей - повод не только к снижению цены,
но и соответствию заявленного пробега (одометры перед продажей
скручивают все, кому не лень). Также об этом соответствии подскажет
поверхность руля. Если место, где должна находится левая рука уже
отполировано - как правило, это минимум 50-60 т. км. А вот если те же
двери плохо закрываются или косо стоят в проеме, это может говорить о
более серьезных вещах: неплохо убедиться и в соответствии года выпуска
авто и стекол в нем установленных.
Можно, конечно, прихватить собой детектор толщины
металла, компрессометр, тестер системы впрыска и прочее переносное
оборудование, и пока хозяин будет в шоке от увиденного, провести
тотальную проверку.
На самом деле все зависит от стоимости покупки.
Для наших достаточно любого сервиса, где имеется подъемник и пока
слесарь проверит подвеску - вы осмотрите состояние днища и нет ли
подтеков масла. Что до более дорогих иномарок - лучше провести более
полную диагностику: в процентном соотношении ее стоимость от цены
машины невелика, а найдутся изъяны - опять таки повод для торга. Факт
согласия продавца на такую проверку - уже хороший знак.
Если с автосервисом не получается, то,
например, о состоянии двигателя может рассказать выкрученная свеча
зажигания - небольшой налет светло-коричневого цвета признак здоровья,
если же таковой он только на конце электрода - проблемы не за горами.
Если на работающем двигателе открыть крышку
маслозаливной горловины - выхлоп должен быть прозрачным. Обратите
внимание на давление в масляной магистрали, если на приборной доске нет
манометра, то на прогретом двигателе сигнализатор аварийного давления
не должен даже подмаргивать. Стук клапанов говорит не столько о
межсервисном пробеге, сколько об отношении владельца к своему
автомобилю. Старайтесь проверить все до мелочей, ведь именно они будут
в последствии досаждать, а претензии предъявлять будет некому. Один из
плюсов покупки по объявлению - пробная поездка: если хозяин не позволит
сесть за руль, то, даже находясь рядом можно уловить фальшивые нотки в
работе узлов и агрегатов.
Самое главное - даже, если вам кажется что это
идеальный автомобиль, а таковые редко и с конвейера сходят, -
торгуйтесь. Как-то мы продавали грузовик. Покупать приехала женщина -
хозяйка небольшой фирмы с водителем. Машина была достаточно свежая,
водителю понравилась, и он этого не скрывал. Повода для торга, казалось
бы, не было, но так считали только мы, наивные мужики, только в
железках и понимающие. Как вы думаете, какую причину для снижения цены
выбрала эта дама? Ей показалось, что передние колеса немного
приспущены. Причем скидку она требовала с таким напором и красноречием,
что даже, когда ей было предложено накачать эти колеса здесь и сейчас,
реакция ее на это предложение была схожей с реакцией голодной львицы,
которой на обед вместо барана принесли кролика. Так что могу только
повториться - женщина в плане покупки совсем не слабое звено.
|